пятница, 10 апреля 2020 г.

10 апреля - литературное чтение

- 3 ноября 1887 года родился замечательный поэт, драматург и переводчик, литературный критик, автор детских книг, известных в каждой семье в нашей стране. В 2017 году мы отмечали юбилей – 130 лет со дня рождения Самуила Яковлевича Маршака.


- Самуил Яковлевич Маршак всегда считал себя другом детей, любил придумывать для ребят фантастические и забавные истории, с увлечением принимал участие в их играх. Какие стихотворения Маршака вы помните?

- Внимательно посмотри видео с биографией писателя.


- В учебнике литературного чтения за 3 класс тоже есть стихи поэта «Гроза днем» и «Голос в лесу». Но они совсем не похожи на детские стихи Маршака, которые мы знаем с детства. Это какой-то другой Маршак…

- Большинству читателей Маршак известен прежде всего как детский поэт, веселый, озорной, любящий детей. Но в этих стихах Маршак – другой.

- Стихотворение «Гроза днем» впервые было опубликовано в сборнике «Избранные стихи» в 1949 году. Из его названия понятно, что оно о грозе. Давайте вслушаемся в его звуки, попытаемся представить картины грозы.


- В этом стихотворении поэт использует художественный прием, который называется звукопись, то есть он рисует картину звуками. Вслушайтесь в первые строки и обратите внимание на звуки. Какие звуки здесь повторяются?

По небу голубому
Проехал грохот грома,
И снова все молчит.

- Здесь повторяются звуки [г] и [р] в сочетании с гласным [о] – «голубому», «проехал», «грохот», «грома». Даже сами слова «грохот» и «гром» похожи, в них ударение идет на гласную О, а начинаются они с сочетание «гр». Благодаря этому нам слышится, как будто гром грохочет в небе.

- Попробуем прочитать эти строки и выделить при чтении эти «грохочущие» звуки! Читаем. Получилось услышать гром?

_ Нужно еще усилить громкость чтения – тогда гром будет явно слышно! А что происходит со звуками в следующих строках?

У.: Читаем вслух! (читаем).


А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро

По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Стеклянный дождь стучит.

- много согласных звуков [с], [тс] и [к] («весело», «быстро», «листьям», «цветникам», «скамейкам», «лейкам»), с их помощью легко представить, как отскакивают от различных предметов бойкие капли дождя.

Вывод: Мы открыли важный секрет поэзии: стихи – это прежде всего звучащая речь, и поэт особенно внимателен к звуковому строю стиха. В этом стихотворении поэт играет звуками, чтобы создать впечатление, будто слышен раскат грома и первые капли дождя стучат прямо за окном.
Когда вы будете готовить выразительное чтение стихотворения, делайте ударение на этих звуках – ведь они играют очень важную смысловую роль в создании образов природы.

- Обратим внимание на особые выразительные средства языка.

-Олицетворение:  «проехал грохот грома». Этим глаголом передается движение грозы, она как живая. Гроза сперва приближается, гром грохочет все сильнее, потом она начинает удаляться – гром проехал. И еще мне понравился эпитет «по небу голубому». Значит, это летняя, недолгая гроза – скоро выглянет солнце.

- Обратите внимание на то, что несколько строк подряд открываются одним и тем же предлогом:

По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам…

Этот прием называется повтором, и благодаря ему создается впечатление, будто барабанят капли, а дождь усиливается…

- С  помощью этих средств автор рисует в нашем воображении яркую картину. Летний дождь, голубое небо, зеленые листья, цветники и скамейки, лейки – все это переносит читателя в солнечный летний день на даче и создает радостное, легкое настроение.



-  А какой образ помогает создать эпитет «стеклянный»?

- С его помощью больше внимания уделено образу дождевых капель, капельки стучат как будто по стеклу, они прозрачные, как стекло…

Вывод: Вот мы открыли еще один важный секрет поэзии – для поэта важно каждое слово в стихотворении.

- А теперь попробуйте прочитать это стихотворение выразительно. Как будем читать? С каким настроением?

- Настроение радостное, летнее, легкое!

- В каком темпе?

-. Первые 3 строки читаем в замедленном темпе, а затем, когда пошел дождь, всё быстрее и быстрее.  И еще не забыть: в начале стихотворения читаем громко, грозно, передаем звуки грохота грома, а затем легкие звуки дождя.
Читаем.

- Продолжим путешествие по пейзажным стихам не привычного для нас Маршака? Это стихотворение тоже о лете, о природе. Давайте послушаем его и представим образные картины.




В лесу над росистой поляной
Кукушка встречает рассвет.
В тиши ее голос стеклянный
Звучит, как вопрос и ответ.

И память о летнем рассвете
Я в город с собой унесу:
Пускай мне зимою о лете
Напомнит кукушка в лесу.

Припомню я лагерь, палатки
На самой опушке лесной
И птицу, игравшую в прятки,
В рассветном тумане со мной.

Д.: Я очень ярко представила себе эту картину: лето, рассвет, детский лагерь в лесу… Здорово. Я этим летом отдыхала в летнем лагере, поэтому все очень ясно себе представила.

Стихотворения С.Я. Маршака «Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»

- Обратите внимание на кукушку, которая играет в прятки с героем. Автор пишет, что голос кукушки «звучит как вопрос и ответ». Видимо, такое описание связано именно с традицией спрашивать ее о возрасте. И ответ всегда несет какую-то тайну, потому что невозможно заранее сказать, сколько раз прокукует кукушка, но она при этом все равно дает какой-то ответ.

- Перечитайте стихотворение про себя. Найдите, какие эпитеты использует автор.

- Как выдумаете, почему автор описывает голос кукушки как стеклянный?

- Сравните эти 2 стихотворения Маршака. Что их объединяет?

- Оба стихотворения о природе, а также об одном времени года – о лете. Мы ярко представляем картины, описанные поэтом. Оба стихотворения наполнены радостным настроением.

- Автор использует литературные приемы: звукопись, эпитеты, олицетворения: в 1 стихотворении гром – как живой, во 2 – кукушка «беседует» с героем.

- Молодцы! А чем различаются эти стихотворения Маршака?

Д/з
1) Выполнить тренировочные ЗАДАНИЯ (оценку за них не ставлю, результат вам покажет сразу).
2) Выразительное чтение одного из стихотворений. Записать на видео, выслать в Ватсап.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Результаты олимпиад школьного тура

 Русский язык - протокол Математика - протокол Окружающий мир - протокол